«Маленькое море». С палатками из Тюмени на озеро Горькое. 300 км. в сторону Казахстана.

Всем привет из зеленой палатки!

Расскажу об интересном путешествии на «маленькое море». Это приключение на 5 дней жизни «дикарями» с палаткой на озере Горькое Курганской области. Расскажу почему это озеро так похоже на море. Какие приключения с нами произошли. Советы тем, кто после прочтения, захочет в этих местах тоже наслаждаться природой. И о плюсах и о минусах кемпинга в этом месте. Что может Вас здесь ожидать, к чему быть готовыми? А также, что здесь есть позитивного, что можно посмотреть, чем интересным можно заняться. Как мы сами здесь провели 5 дней. Еще Вас ждет куча фотографии этих мест. Приятного чтения!

Первый отпуск в 2021 году выпал на июнь — мы летали на Азовское море. Ну вот в сентябре пришел очередной отпуск. Долго думали накануне куда отправиться. Мы «изголодались» по палаточной жизни. Дело в том, что в Тюменской области  почти до самого июля действовал запрет на посещение лесных массивов из-за лесных пожаров. Такого еще не было. Из-за чего мы не могли никуда выезжать длительное время с палатками. Поэтому то и махнули на море. Потом, конечно, с июля выезжали с палатками в интересные места, но нам этого казалось все равно мало. Хотели в отпуск уехать по-дальше и ,обязательно, с палаткой. И, обязательно, к водоему, и чтобы виды били красивые. И туда, где еще не бывали. Наш выбор пал на озеро Горькое.

Мы поехали на авто с нашей любимой зеленой палаткой нашей маленькой семьей: я, муж и наша дочка (4 года). Еще выбор был обусловлен тем, что относительно небольшое расстояние, потому что с нами маленький ребенок и так далеко пока не выезжали на авто (не более 100 км.). Считаю, что длину расстояния нужно увеличивать постепенно.

Курганская область, озеро Горькое, туризм, с палатками, дикарями, природа, кемпинг, отдых, вид из палатки
фото из личного архива. Вид из палатки

День первый

Итак, сегодня первое сентября 2021 года. Время — 13: 37. Мы выехали из города Тюмень. Навигатор показал ровно 300 км и 4 часа 13 минут времени пути. Естественно, как это всегда бывает, мы достигли пункта назначения позже.

Стартанули с полным баком бензина, полной машиной вещей и еды и полные энтузиазма.

Село Исетское проехали в 14: 44.

Запланировали наш маршрут через город Курган, с заездом на заправку и сетевой магазин. Ехать таким маршрутом совсем не хотелось, потому, что раньше дорога была отвратительная. Слышали, что дорога стала лучше, и уповали только на это. Вот и проверили.  Оказалось, что и правда переделали дорогу. Раньше ведь как было? Кончается Исетск и все… —  конец дороги. Сейчас намного лучше стало. Но не все так «безоблачно и радужно». Дорога местами все таки разбитая и с пробоинами, но многократно лучше чем ранее это дело было.

Длинная дорога — это всегда прекрасно! Мы наслаждались видами водоемов, озер, лесных насаждений. Это здорово! Поэтому я и люблю путешествовать!

Наконец, заехали в город Курган!

Сразу совет: если Вы привязаны к определенным заправкам, то ориентируетесь по навигатору заранее. Мы любители одной АЗС . Мы сразу проверили по картам, что после Кургана нигде не сможем заправиться на такой. Так что мониторите заранее заправки, ну на крайний случай, по мере движения.

Так что, проезжая через Курган, мы заехали на заправку. А далее через сетевой магазин по маршруту, не покидая Курган. Заезжали в магазин потому, что мы не все успели накупить. И сделали это даже намеренно, чтобы продукты оставались максимально свежими. Так как мы едем на 5 дней с палаткой. У нас сумка-холодильник есть, но все равно лучше перебдеть. В Кургане муж радовался дороге, более — менее стала. Говорит, что раньше дороги вообще не было.

Закупились, заправились. Прошу учесть, что в Кургане тоже напряженка с количеством заправок.

Стоит отметить, что по дороге мы два раза простояли в пробках больших на светофорах из -за ремонта дорожного полотна.

Время 19: 11, уже вечерело. В Куртамыше съезжаем с трассы, остались последние 17 км. до пункта назначения. Они оказались самыми сложными. Дело в том, что навигатор нам предложил путь по-короче. Это оказалось нашей огромной ошибкой послушать его. Действительно отвратная дорога. Всего 17 км, но зато какие! Ужасная дорога. Все бы ничего, по дороге нам попался «чудесный мост», сгнивший и обтрухлявившийся и его необходимо пересечь. По всей дороге огромные глубокие лужи. В одной из них мы чуть не застряли среди поля. Ну и, конечно, никакого асфальта.

Совет: Проверенный и независящий от погодных условий вариант — ехать по трассе от Куртамыша до Косулино. Далее свернуть налево в сторону Белоногово, где еще раз повернуть налево в сторону деревни Узково. Оттуда подъехать к озеру.

Этот путь тоже знает навигатор. Езжайте так в любом случае, даже если погода отличная. Сэкономите кучу времени и нервов и машину не испачкаете. У нас тоже кстати была отличная погода, но дорога — это треш. Еще не придется ехать через «еле живой» мост.

Наконец -то мы приехали! Уже темно. Машина вся в грязи.

Курганская область, озеро Горькое, туризм, с палатками, дикарями, авто в грязи
фото из личного архива. Машина вся в грязи

Так, что еще совет: если Вы из прекрасного города Тюмень и решили посетить озеро Горькое, то выезжайте с утра.

В потемках разбивать лагерь и ставить палатку, как всем известно, очень неудобно. Вообщем, доехали ой как намного позже, чем нам навигатор говорил. Но мы это сделали! Ура!

Экстремальная выдалась поездочка, порою я уже думала мы не доедем. По прибытию на место заметили одну машину. Без палатки. Просто влюбленная, судя по всему, пара молодых людей. Они стояли около машины и просто полюбовались звездами, затем уехали. Когда мы собрали палатку, никого уже не было. Были только я, муж, доченька и озеро Горькое… И вся машина в грязи))

Я прекрасно поняла почему парочка приезжала. Такое небо здесь необыкновенное… я такое нигде не видела. Звезды невероятно яркие, необыкновенно красивые.

Выбрали самое удачное на наш взгляд место стоянки, с самым лучшим видом на озеро.

День второй

Наша дружная семья проснулась очень рано и мы, наконец, увидели во всей красе озеро Горькое!

фото из личного архива

Меня ошарашило! Это же «маленькое море»! И с того момента я так его для себя и назвала.

Волны на озере как на море. Само озеро круглое. Площадь озера составляет 61 гектар. Глубина даже в самой середине не превышает трех метров.

Особые свойства озера признаны официально. В 2001 году водоем объявлен памятником природы Курганской области. На информационном стенде при подъезде к водоему есть информация, что вывозить воду или донные отложения озера Горькое нельзя. Также запрещено купать в нем животных.

фото из личного архива. Наша зеленая палатка на берегу озера Горькое

Палатку установили практически на берегу озера. Выйдя из палатки с утра, я так удивилась тому, что катятся с берегов озера по земле в сторону нашей зеленой палатки какие-то белые шарики. И их много, круглые и размером, как снежки. Любопытство заставило меня бежать к воде. Эти шарики из пены озера. Пена приличная, что аж шариками ветром выдувается на берег. А озеро то щелочное, мало того, что оно соленое. А как мы все знаем, щелочь — это мыло. Вот и пенные шарики. Можно устраивать пенную вечеринку))

Это так загадочно и волшебно! Посетите это место — не пожалеете!

Курганская область, озеро Горькое, туризм, с палатками, дикарями, природа, кемпинг, отдых, замок из песка
фото из личного архива. Озеро Горькое, пляж, замок из песка.

Читала про то (это очень правильная привычка: перед тем как ехать почитать про ту землю, в которую Вы позже «воткнете» свою палатку), что тут недалеко есть какая-то ямка с целебной грязью (мы там побываем, будет ниже в статье).

Пляж прекрасный, длинный, невероятно белый песок и волны на озере и чайки летают. Ну действительно море!

Сегодня 2 сентября, четверг, и как ни странно, никого здесь кроме нас не было. Читала до этого «инфу», говорилось, что в сезон на берегах озера всегда шумно и многолюдно. Даже ночами часто звучит музыка и устраиваются стихийные пляжные дискотеки. На уединенный отдых на озере Горькое-Узково рассчитывать не стоит. Ну судя по всему осенью здесь никого нет, хоть и погода «шептала». Может потому, что купальный сезон закончился? Я так и не поняла.

Что примечательно,  много сооружено туалетов для туристов. Как самодельных, так и видно специально организованы местными властями, чтобы туристы не загадили памятник природы. Вообщем, в этом плане все цивильно. Еще порадовало, что есть три бака под мусор на въезде, то есть рукой подать.

Днем расположились на пледе наверху, где собственно у нас стояла и машина и палатка. Тут небольшой спуск сразу к пляжу. Сегодня было тепло, припекало. Просто любовались на воду и местные виды. Хотели поставить зонтик. Но его ветром замяло)) отказались от этой идеи. И без него хорошо — у нас есть и у палатки тент.

Позже будем готовить вкусняшки на костре, купаться вообще неохота — вода холодная.

Ну а вечером — посиделки у костра и созерцание чудесного звездного неба.

День третий

Ночь была веселая — сильный был ветер. Нашу зеленую палатку трепало и трепало….Но она устояла! Я начала задумываться о смене места лагеря, в более защищенное от ветра место.

Пляж песочный — сплошная радость для ребенка и наша дочь не исключение. Сразу с игрушками для песочницы каждый день с утра на пляж. И весело кричит: «Море! Море!» Действительно, это озеро похоже на море, волны и шум воды похожий, чайки, белый-белый песок, ну и вода, конечно, тоже соленая.

Курганская область, озеро Горькое, туризм, с палатками, дикарями, природа, кемпинг, отдых, пляж, песок, игры
фото из личного архива

В сентябре по утрам достаточно прохладно, но днем потом становиться жарко. Мы снимаем теплые кофты и переодеваемся в футболки и шорты. Сегодня обещают + 25-27 градусов.

Чайки, чайки, много чаек…Что они тут ищут? Вода то соленая, да еще и щелочная.  Много чаек плавает прямо на воде. Предполагаю , что вообще здесь рыбы нет и живности. Но что все-таки они здесь ищут? Чаек здесь несметное количество. Вдоль пляжа по берегу озера ранним утром обнаружила много следов маленьких птичьих лапок, что же все таки ищут? Если кто то знает и мне напишет, я буду очень благодарна, любопытство меня распирает))

фото из личного архива

Обнаружили на пляже кучу ямок, думали что в сезон купания отдыхающие «холодильники» рыли, но позже мы узнаем что это за были ямки (ниже в тексте).

Еще у дочки появилось новое любимое занятие. Рядом лес. Она любит уходить немного от палатки туда. Здесь у нее появился любимый пенечек, на котором она любит посидеть и поиграть. Ну и привлекают ее также бабочки, цветочки, красивые листочки. Лес красивый, преимущественно березовый, с того края, где мы обосновали свой лагерь. В другой стороне  — преимущественно сосновый лес. Там тоже много неплохих мест для туристических стоянок. Так же есть и туалеты, и пляж, все примерно то же самое. А вот на противоположном берегу подход к воде с камышами.Там лучше летом останавливаться, в разгар сезона купания и туризма. Так как там меньше отдыхающих и тише и спокойнее. Многие стремятся поставить палатку на противоположном от пляжа берегу именно из-за этого. Но так как мы на озере одни, выбрали , как нам показалась, одно из самых интересных мест. Конечно с пляжем, чтобы ребенку было весело проводить время.

фото из личного архива

Видно, что в купальный сезон было много отдыхающих, потому что много костровых мест, ямок-холодильников и прочих «следов» человека. Печально, единственное, что отдыхающие люди местами устраивают свалку на местах своих стоянок. Видно мусор. Это ну ни как не укладывается в моей голове, потому что на выезде большие баки для мусора стоят, в шаговой доступности от мест где валяется мусор. Ну неужели трудно просто убрать за собой, ведь все условия для этого обеспечены.

Обеденное время. Сегодня я в купальнике прямо с утра! Наслаждаюсь солнцем, есть ощущение, что я снова на море! Муж готовит угольки — будем жарить купаты, а потом перчики фаршированные. Дочь играет в палатке. Жизнь прекрасна! Отсутствие народа несет много плюсов, в том числе и то, что я могу спокойно переодеваться в купальник. Позже ушли подальше от лагеря вдоль пляжа к канавкам, обосновались у одной из вырытых ванн с грязевой водой. Взяли плед и игрушки для песочницы и до самого вечера были в этом месте. Намазывались лечебной грязью, любовались на озеро и прекрасно проводили время, общаясь и уединяясь с природой. Особенно ценно ,что мы были абсолютно одни.

Курганская область, озеро Горькое, туризм, с палатками, дикарями, природа, кемпинг, отдых, пляж, девушка
фото из личного архива. Пляж

Вода в озере Горькое непростая. В ней повышено содержание гидрокарбонатов и карбонатов, поэтому водоем считается целебным. На дне озерца плотным слоем лежит особая иловая грязь с особенным микробным составом. Похожие характеристики встречаются только у еще двух озер во всем мире. На берегу можно устроить себе даже SPA. Есть небольшая яма с голубой глиной, расположенная у берега. Многие туристы обмазываются ею целиком, представляя себя на Мертвом море. Если лечь в эту лужицу полностью, вода будет выталкивать на поверхность.

фото Елены Емельянововй

И еще: использовать воду из озера для питья нельзя из-за её высокого уровня минерализации и солоноватого вкуса.

Под вечер приехала интересная пара, видно, что скорее всего местные, предпенсионного возраста. Они нас поразили! Женщина начала стирать вещи в озере. А мужчина тоже зашел в озеро , но по грудь. Видимо лечился целебной водой озера. Конечно, столько пены! Чего не постирать? Но нас очень это удивило, на многих водоемах бывали, но никогда не видели чтобы кто то привозил кучу вещей и стирал в водоеме. Скорее всего , из за того, что вода щелочная. Как мы все знаем, щелочь — это мыло. Вот местные видимо пользуются особенностями водоема и экономят на порошке)) Ну это я сделала такой вывод, может я и ошибаюсь. Вообщем, постирались они и уехали.

Ну а дальше, мы снова остались одни, вечером готовили вкуснейшую еду на костре, любовались звездами и в прекрасном настроении легли спать.

День четвертый

Ночь была безветренная, очень тихая. Выспались все отлично. Задалось пасмурное утро и мелкий дождик пошел. Но утро начинается не с кофе, а, в моем случае, приготовлении лепешек. Я спряталась с самого утра. Вчера пиццу жарили, а тесто осталось. В обед уже дождик закончился, но у дочки всегда есть чем заняться, она как обычно на пляжу играет с песком. Заметили появление пары палаток на противоположном берегу, они ну очень далеко от нас. Кое как палатки то разглядели, такие маленькие вдалеке. Никто абсолютно никому не мешает — это здорово.

фото из личного архива

Сегодня наконец-то до нас «дошло» что это за маленькие ямки в большом количестве вдоль пляжа. Мы то сначала думали, что это возможно «холодильники». Появившиеся неожиданно два  человека с металлоискателями прояснили все наши заблуждения. Эти ямки на песке — их рук дело: ищут, подкапывают, идут дальше, ищут.. и на песке и по пояс в воде. Скорее всего ищут украшения и прочее от туристов, которых много было в сезон. Они оказались довольно приветливыми, проходя мимо нашей палатки,  даже поздоровались и продолжали неспешно прочесывать берег. Прикольно! Каждый день происходит что то новое, каждый день здесь интересен. Благодаря тому, что мы очень хорошо продумали свое питание и подзавязку всем затарились, муж только сегодня поехал в магазин.

Важно! В соседней деревне вообще нет ни одного магазина. За то есть какая то достопримечательность, какой то памятник. Мы его не посещали, так как у нас было чем заняться) А вот в следующей деревне есть магазин.

Эта информация будет полезна тем, кто впервые поедет на это озеро. Так что советую по-максимому брать все с собой. Магазин этот небольшой — «местный сельпо». Выбор соответственно маленький, сетевых магазинов нет. Дочь папе заказала леденец на палочке. Так что, если едите сюда — запасайтесь большим продуктовым запасом. У нас сумка холодильник — это было очень кстати.

Пока муж ездил в магазин поднялся сильнейший ветер, он еще и с дочей уехал. Осталась я одна на хозяйстве. В его отсутствие палатку трепало так, что «мама не горюй!». Я стоически ее удержала и не дала сложиться или сломаться. Просто держала внутри палатки дуги руками. Ветер был ну очень сильный. Когда вернулся экстренно сменили место своей стоянки. И что Вы думаете? Как только мы все перенесли глубже в лес, заново все обустроили, ветер стих и выглянуло солнце. Погода распгодилась)) В 17:00 мы полностью обосновались на новом месте, буквально за час,  и я снова надела купальник, потому что стало жарко. На новом месте получился невероятно уютный лагерь. В лесу , среди деревьев, вид на озеро все равно был, конечно не такой уже эпичный, прям из палатки на пляж, как на первом месте. Но я вообще счастлива! Здесь тоже очень классно. Все другое, смена обстановки и виды уже другие. Уютно получилось невероятно. Я столько плюсов нашла нового места стоянки. Тут гулять можно по лесочку, красивые осенние листья, красивые березки, ничего нам не мешает взять плед под мышку и 10 метров прошлепать до озера. Вообщем здорово. Ну а дальше готовили вкусную еду на открытом огне, до самого сна сидели у костра и любовались здешними невероятными заездами.

жареные фаршированые перцы рецепт фаршированые перцы на костре с палатками дикарями еда на костре зеленая палатка природа отдых надоел шашлык

День пятый

Последний день нашего отдыха на «маленьком море». Проснулись рано, отдохнувшими. Видели и слышали перелетных диких гусей. Это было красиво. Позавтракали. Погуляли еще на последок по лесу, посмотрели в последний раз на озеро и не спеша принялись разбирать палатку, складывать в машину вещи. После обеда в путь — обратно домой.

Надеюсь Вам было интересно читать и информация была для Вас полезной.

Путешествуйте, посещайте интересные места. Отдыхайте на природе с удовольствием и как можно чаще, ведь отдых с палатками это так здорово!

Будет еще много интересной информации, путешествий, обзоров и прочего!

Вступайте в наше сообщество в «Вконтакте» Зеленая палатка — следите за новостями.

www.instagram.com/tigra_pozitiv

Всем Бобра!

Как добраться

На картах Яндекса озеро называется «Горькое-Узково». GPS координаты для навигатора: 54.800144, 64.198389

Судя по карте рядом там уже построилось два глемпинга, для желающих отдыхать с удобствами.

………Поддержите сайт, нажмите на кнопку………

2 комментария

1. // Ответить

Здравствуйте ,прочитала вашу статью о озере Горькое захотелось там побывать. Открыла карту,но озеро по вашему маршруту не нашла. Карта показывает в Щучье.Буду вам благодарна если вы уточните где оно.

спасибо за комментарий, обновили статью с учетом указания конкретной точки ). Озеро Горькое, ориентируйтесь на село Узково Курганской области.